Страны и международные объединения переходят от амбициозных деклараций и концептуальных споров об устойчивом развитии к более конкретным мерам и реализации планов. В части регуляторных механизмов появляются новые обязательные требования, четкие стандарты и сроки, а также вводятся штрафы для нарушителей и не вовлеченных в процесс компаний. При этом нововведения, принятые в 2023 году, затрагивают практически все основные направления в ESG-сфере.
ESG-отчетность становится
обязательной: выпустить нельзя пропустить
Бизнес во многих странах уже давно публикует ESG-отчеты. Но даже в Европе эта практика оставалась преимущественно добровольной. Требования об обязательной отчетности, принятые в ЕС в 2018 году, затрагивали менее 12 тыс. компаний.
В 2023-м Европарламент одобрил новую директиву (CSRD) о ESG-отчетности. Она расширяет круг организаций, которые обязаны раскрывать социальные и экологические последствия своей деятельности. Документ коснется около 50 тыс. публичных и непубличных компаний, в том числе иностранных. Вводить его в действие планируют поэтапно начиная с 2024 года.
В России после долгих обсуждений также началось движение в сторону обязательной ESG-отчетности. В марте президент поручил «подумать о нефинансовой отчетности для крупных предприятий». После этого в Минэкономразвития подготовили стандарты рекомендательного характера. Они предваряют подготовку и издание российского стандарта отчетности об устойчивом развитии.
О том, что бизнес должен предоставлять нефинансовую отчетность, говорится и в обновленных Принципах корпоративного управления ОЭСР и G20. Главная цель их пересмотра — продвижение практик, которые способствуют устойчивому развитию корпораций. В документ впервые включили рекомендации в сфере ESG.
Принципы ОЭСР и G20 — ориентир для бизнеса из многих юрисдикций. Документ широко применяют в том числе на пространстве БРИКС и ЕАЭС.
Единый стандарт раскрытия
ESG-информации: глубокий
анализ и вызовы для рынка
Работа по гармонизации подходов к ESG-отчетности наконец переходит в практическую плоскость. Раньше компании ориентировались в основном на стандарт GRI, который существует с 1997 года и постоянно обрастает дополнительными положениями и отраслевыми рекомендациями. При этом появлялись все новые требования, директивы и рекомендации: по климату, управлению рисками устойчивого развития, управлению воздействием и т. д. Для решения задачи унификации различных подходов был создан Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB) Фонда МСФО (IFRS Foundation).
В 2023 году ISSB наконец выпустил долгожданные стандарты раскрытия ESG-информации — МСФО S1 и МСФО S2. Они предусматривают более глубокий анализ влияния ESG-тем на финансовые показатели.
Возможность внедрения этих стандартов рассматривают Великобритания, Канада, Япония, Сингапур, Чили, Малайзия, Египет, Кения, ЮАР и другие страны. Бразилия уже заявила, что вводит обязательную ESG-отчетность для бизнеса на основе МСФО S1 и МСФО S2 с 2026 года.
На конференции ООН по изменению климата (COP28), которая прошла в ОАЭ в начале декабря, около 400 организаций из 64 юрисдикций обязались содействовать внедрению стандартов ISSB на глобальном уровне. Участники подчеркивали, что согласованность усилий и стандартов — одно из важнейших условий для продвижения к устойчивому развитию.
Главный координатор инициативы ООН «Устойчивые фондовые биржи» Энтони Миллер отметил, что сегодня усилия бирж, регуляторов, разработчиков стандартов и участников рынка в значительной степени согласованы для достижения целей устойчивого финансирования, которые ведут к экономике с нулевым уровнем выбросов. Эксперт уверен, что еще предстоит проделать большую работу по синхронизации, однако уже появляются четкие глобальные стандарты, вокруг которых сплачиваются все участники рынка.
В сфере раскрытия нефинансовой отчетности и повышения прозрачности ESG-данных также произошли изменения. В России за прошедший год были приняты новые добровольные стандарты нефинансовой отчетности: в перечень включено 44 показателя, рекомендуется аудиторское подтверждение и общественное заверение и раскрытие не позднее 30 дней со дня представления бухотчетности за год. Рекомендации разработаны на основе стандартов ЮНКТАД.
Прозрачность и унификация рейтингования: перспективы гармонизации
Сегодня в мире выпускается более 600 ESG-рейтингов разной степени распространения. Но если корреляция между основными мировыми кредитными рейтингами составляет 0,99, то для ESG-рейтингов этот показатель составляет всего 0,61.
Сравнивать оценки от разных агентств очень сложно, признавалась в июне 2023 года финансовый еврокомиссар Мейрид Макгиннес. По ее словам, сегмент «совершенно не регулируется» и в нем не исключены конфликты интересов. Поэтому в ЕС предложили ввести новые правила для составителей рейтингов. Агентства должны быть авторизованы Управлением по ценным бумагам, контролироваться регулятором и не оказывать бизнесу смежных услуг.
«Существует множество подходов к оценке (компаний при составлении ESG-рейтингов. — РБК), и клиенты могут выбирать наиболее понравившийся вариант. Однако стать чем-то большим, чем элемент корпоративного пиара, такие оценки не могут. Если в случае с кредитными рейтингами мы имеем более-менее конкретную привязку к вероятности дефолта и агентства несут ответственность перед регулятором за соблюдение методологий, то в сфере ESG-оценки преобладает подход „я художник, я так вижу“. Разумеется, ни о какой привязке к финансовым решениям любого толка речи быть не может».
Выделяют три основных проблемы, с которыми в целом сталкивается рынок ESG-рейтингования: отсутствие единого методического подхода к определению ESG-рейтинга, низкий уровень прозрачности методологий ESG-рейтингования и ограниченность ESG-данных, предоставляемых со стороны рынка. Для каких-то стран отдельные вопросы стоят не так остро, но в целом именно эти три аспекта являются основными ограничителями.
При этом спрос на ESG-рейтингование продолжает расти вслед за увеличением объема инвестиций, привязанных к внедрению компаниями принципов устойчивости. Инвесторы требуют все большей прозрачности в вопросах ESG. Лидируют в этой области развитые фондовые рынки, но при этом в азиатских странах ESG-инвестирование также набирает обороты. Активизация работы способствует снижению барьеров для движения инвестиционных потоков, создает возможности для реализации совместных проектов и развития международных связей.
Cдвиг финансового сектора в сторону явного включения ESG-факторов в инвестиционный процесс также требует изменений и в методологиях инвестирования и инструментарии финансового сектора.
В России регулятор в том числе начал работу по унификации подходов в этой сфере. Летом ЦБ разработал рекомендации для повышения качества методологии и развития практики присвоения ESG-рейтингов. Это документ мягкого регулирования, который, по мнению экспертов, сделает рейтингование более прозрачным и рабочим инструментом.
«Отмечу особенности российского рынка. Определенным преимуществом является то, что ESG-рейтинги предоставляются кредитными рейтинговыми агентствами, деятельность которых зарегулирована. Банк России выпустил рекомендации, содержащие модельную методологию ESG-рейтингов, то есть показательную методологию, которой кредитные рейтинговые агентства могут следовать с некоторыми вариациями. Также предложены универсальное определение ESG-рейтинга, подход к определению минимального набора факторов и их весов, введение единой рейтинговой шкалы для всех кредитных рейтинговых агентств. Для нас ключевым вопросом в развитии ESG-рейтингования является формирование требований к самому продукту — создание минимального набора переменных для расчета рейтинга и общая рейтинговая шкала. Банк России уже начал прорабатывать и данный вопрос».
Принятые меры снижают остроту вопросов независимости, прозрачности и конфликта интересов при присвоении ESG-рейтингов — то, с чем наши зарубежные коллеги только начинают разбираться. Тенденция показывает, что отечественный рынок имеет множество предпосылок для достижения достаточно высокой степени унификации практик ESG-оценки. Что, в свою очередь, расширит доступ компаний к госзакупкам, льготному финансированию и международному партнерству.
Углеродное регулирование: квоты, реестры и новые механизмы
Целый ряд государств заявил о планах перехода к углеродной нейтральности. Россия планирует достичь ее к 2060 году. Для этого создают системы отчетности, определяют квоты на выбросы и запускают новые механизмы для энергоперехода.
Один из таких механизмов — реестр выбросов парниковых газов, который заработал в РФ с 1 июня 2023 года. В нем будут автоматически собирать отчетность о выбросах крупных промышленных предприятий. Это поможет понять, насколько успешно страна движется к углеродной нейтральности. Также приняли закон о штрафах за непредоставление отчетов. А правительству поручили установить административное наказание для бизнеса за несоблюдение квот по выбросам.
На Сахалине, который должен в порядке эксперимента выйти на углеродную нейтральность до конца 2025-го, уже собрали всю отчетность и формируют квоты для компаний. После окончания эксперимента углеродное регулирование могут распространить на другие субъекты Российской Федерации.
«Россия стоит на основах Парижского соглашения, которое подразумевает нейтральность с точки зрения технологий, вывод из-под санкций всего, что связано с климатом, и поиск наиболее эффективных решений климатических проблем. Каждая страна должна иметь возможность выбирать те климатические проекты и механизмы сокращения выбросов, которые ее устраивают и которые должны быть верифицированными и прозрачными, — тогда получится достичь общих климатических целей. Так, сегодня успешно реализуется пилотный проект по переходу к углеродной нейтральности на Сахалине, где апробируются новейшие решения, которые в дальнейшем могут быть использованы на территории всей страны. Созданы углеродные рынки, разработана зеленая таксономия».
Тем временем в ЕС внедряют намного более жесткие подходы: страны-участницы одобрили масштабную реформу углеродного рынка. Она сделает загрязнение значительно дороже для европейского бизнеса. Ключевая цель — сокращение эмиссии CO₂ в ЕС на 62% к 2030 году.
Реформа предусматривает, что судоходные компании потеряют квоты на выбросы в 2024 году, авиакомпании — в 2026-м, тяжелая промышленность (например, производство цемента) — к 2034 году.
Кроме того, европейских автопроизводителей принуждают сократить эмиссию от автомобилей на 50% к 2030-му и на 100% к 2035-му. По сути этот закон запрещает продажу легковых машин с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года.
Глобальное развитие системы торговли выбросами парниковых газов
На графике показана динамика мировой торговли выбросами парниковых газов в 2005–2023 годах.
К 2023 году в мировой системе торговли выбросами обращается более 17% глобальных выбросов парниковых газов.
Для сравнения: в 2005 году в момент запуска Системы торговли выбросами ЕС (EU ETS) в обращении было всего 5% глобальных выбросов парниковых газов.
Подобный рост обусловлен появлением новых игроков и систем торговли эмиссионными квотами, а также двумя разнонаправленными трендами: уменьшением квот на выбросы и увеличением общего объема выбросов парниковых газов в мире.
Низкоуглеродные источники: зеленые сертификаты набирают обороты
Развивать углеродный рынок помогает сертификация низкоуглеродных источников энергии. Она дает возможность перейти от абстрактных заявлений об использовании зеленой энергии к реальным рыночным механизмам.
Внедрять национальную систему сертификации Россия начала в августе 2023 года: президент подписал соответствующие поправки к закону «Об электроэнергетике».
Вскоре после этого Сбер зарегистрировал в Росстандарте первую российскую систему добровольной сертификации в этой сфере. Она позволяет подтвердить факт производства и объем потребления низкоуглеродной и возобновляемой энергии через выпуск и погашение зеленых сертификатов. Такая система — прозрачный инструмент снижения углеродного следа. При ее разработке учли национальные и мировые стандарты отчетности по парниковым газам. Услуги системы добровольной сертификации бизнес получает в рамках Реестра низкоуглеродной энергии. Сегодня к Реестру низкоуглеродной энергии присоединилось более 40 участников, включая 7 генераторов зеленой энергии, и продолжается регистрация новых пользователей.
В мире уже довольно давно действуют системы сертификации зеленой энергии, ставшие глобальными. Но спрос на такие сертификаты растет и у наших ближайших соседей, например, Узбекистан впервые внедрил систему сертификатов зеленой энергии по международному стандарту I-REС. Сертификаты свободно обращаются на бирже. За счет этого производители возобновляемой энергии могут дополнительно зарабатывать. А ответственные компании — покупать сертификаты и таким образом частично компенсировать свой углеродный след.
В оборот вторичного сырья вовлекают всех
Еще один важный элемент устойчивого развития и снижения углеродного следа — циркулярная экономика. К 2030 году Россия планирует обеспечить сортировку до 100% отходов и вдвое снизить объем мусора, отправляемого на полигоны. Это можно сделать за счет вторичного использования и переработки. Но до недавних пор в законодательстве даже не было четкого определения вторичных материалов.
Весной 2023-го вступил в силу закон, который исправляет эту ситуацию и разъясняет понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье». Их захоронение запрещается с 2030 года. Власти также ввели требования по переработке электроники: ее придется утилизировать не менее чем на 85%.
Новые нормативы вводятся по утилизации упаковки. Их будут поэтапно повышать в рамках нового механизма расширенной ответственности производителей (РОП). Принятый в августе закон требует, чтобы производители и импортеры товаров и упаковки к 2027 году обеспечили ее утилизацию на 100%.
В циркулярную экономику начали вовлекать и госорганизации: появились экологические требования к государственным и муниципальным закупкам. В описании товаров, которые становятся объектом закупок, теперь нужно указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве.
Россия включилась в синхронизацию повестки со странами БРИКС и АТР
До введения санкций Россия ориентировалась в основном на западные площадки и стандарты в сфере ESG. В 2022 году были опасения, что в условиях ограничений страна выпадет из ESG-повестки. Но вместо этого Россия готова стать одним из инициаторов развития ESG в БРИКС, ШОС, для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и других дружественных рынков.
Например, в БРИКС с подачи России могут создать правительственную контактную группу по устойчивому развитию и климату. С такой идеей выступил глава Минэкономразвития Максим Решетников в преддверии председательства РФ в альянсе в 2024 году. «Предлагаем провести ряд мероприятий для обмена лучшими практиками в области низкоуглеродного развития, продвижения ESG-повестки и моделей ответственного потребления в странах БРИКС», — сообщил Максим Решетников.
Бизнес тоже развивает сотрудничество с дружественными странами по линии ESG. В частности, Сбер предлагает создать климатический совет БРИКС, куда войдут представители власти, бизнеса и научно-экспертного сообщества, а также единый реестр углеродных единиц стран альянса для усиления синхронизации действующих методологий, обмена данными и опытом, а также реализации совместных проектов.
«Мы считаем, что необходимо создать площадку, где мы будем системно обсуждать климатическую и зеленую повестки. Мы видим это как климатический совет стран БРИКС. В рамках этого совета первый проект, который необходимо реализовать с учетом мнения всех заинтересованных сторон, — это создание единого реестра углеродных единиц БРИКС. Это комплексная задача, решение которой повлечет за собой выравнивание системы верификации и гармонизацию наших таксономий, а также откроет для нас всех доступ в объединенную систему финансирования климатических проектов. Объединение такого рода позволит странам БРИКС перейти на экологически чистые технологии, а также сформировать новые углеродные рынки».
Отвечая на вопрос о формате работы климатического совета, Татьяна Завьялова отметила, что совет не может быть организован исключительно в правительственном формате. Необходимо совместное участие представителей государства и бизнеса, чтобы обеспечить многоуровневую экспертизу.
Общие инструменты нужны и на пространстве АТР, считают в Сбере. Речь, в частности, об интеграции систем зеленых сертификатов. «Единая система позволит охватить максимальный объем низкоуглеродной генерации в регионе и обеспечить взаимную верификацию сертификатов», — объясняет старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Завьялова.
В октябре банк уже представил китайским партнерам свою систему сертификации низкоуглеродной энергии и предложил рассмотреть возможность ее признания на рынке КНР. При этом банк готов выступить провайдером аналогичной китайской системы в России. Все это поможет обеим странам перейти к низкоуглеродной энергетике.