Сюжет
Совместный проект
К главной

Регуляторные механизмы: унификация и усиление

В 2023 году ESG-регулирование стало более жестким, при этом началась синхронизация международных подходов и стандартов. Рассказываем о главных регуляторных изменениях повестки устойчивого развития

Страны и международные объединения переходят от амбициозных деклараций и концептуальных споров об устойчивом развитии к более конкретным мерам и реализации планов. В части регуляторных механизмов появляются новые обязательные требования, четкие стандарты и сроки, а также вводятся штрафы для нарушителей и не вовлеченных в процесс компаний. При этом нововведения, принятые в 2023 году, затрагивают практически все основные направления в ESG-сфере.

ESG-отчетность становится
обязательной: выпустить нельзя пропустить

Бизнес во многих странах уже давно публикует ESG-отчеты. Но даже в Европе эта практика оставалась преимущественно добровольной. Требования об обязательной отчетности, принятые в ЕС в 2018 году, затрагивали менее 12 тыс. компаний.

В 2023-м Европарламент одобрил новую директиву (CSRD) о ESG-отчетности. Она расширяет круг организаций, которые обязаны раскрывать социальные и экологические последствия своей деятельности. Документ коснется около 50 тыс. публичных и непубличных компаний, в том числе иностранных. Вводить его в действие планируют поэтапно начиная с 2024 года.

В России после долгих обсуждений также началось движение в сторону обязательной ESG-отчетности. В марте президент поручил «подумать о нефинансовой отчетности для крупных предприятий». После этого в Минэкономразвития подготовили стандарты рекомендательного характера. Они предваряют подготовку и издание российского стандарта отчетности об устойчивом развитии.

О том, что бизнес должен предоставлять нефинансовую отчетность, говорится и в обновленных Принципах корпоративного управления ОЭСР и G20. Главная цель их пересмотра — продвижение практик, которые способствуют устойчивому развитию корпораций. В документ впервые включили рекомендации в сфере ESG.

Принципы ОЭСР и G20 — ориентир для бизнеса из многих юрисдикций. Документ широко применяют в том числе на пространстве БРИКС и ЕАЭС.

Единый стандарт раскрытия
ESG-информации: глубокий
анализ и вызовы для рынка

Работа по гармонизации подходов к ESG-отчетности наконец переходит в практическую плоскость. Раньше компании ориентировались в основном на стандарт GRI, который существует с 1997 года и постоянно обрастает дополнительными положениями и отраслевыми рекомендациями. При этом появлялись все новые требования, директивы и рекомендации: по климату, управлению рисками устойчивого развития, управлению воздействием и т. д. Для решения задачи унификации различных подходов был создан Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB) Фонда МСФО (IFRS Foundation).

В 2023 году ISSB наконец выпустил долгожданные стандарты раскрытия ESG-информации — МСФО S1 и МСФО S2. Они предусматривают более глубокий анализ влияния ESG-тем на финансовые показатели.

Возможность внедрения этих стандартов рассматривают Великобритания, Канада, Япония, Сингапур, Чили, Малайзия, Египет, Кения, ЮАР и другие страны. Бразилия уже заявила, что вводит обязательную ESG-отчетность для бизнеса на основе МСФО S1 и МСФО S2 с 2026 года.

На конференции ООН по изменению климата (COP28), которая прошла в ОАЭ в начале декабря, около 400 организаций из 64 юрисдикций обязались содействовать внедрению стандартов ISSB на глобальном уровне. Участники подчеркивали, что согласованность усилий и стандартов — одно из важнейших условий для продвижения к устойчивому развитию.

Главный координатор инициативы ООН «Устойчивые фондовые биржи» Энтони Миллер отметил, что сегодня усилия бирж, регуляторов, разработчиков стандартов и участников рынка в значительной степени согласованы для достижения целей устойчивого финансирования, которые ведут к экономике с нулевым уровнем выбросов. Эксперт уверен, что еще предстоит проделать большую работу по синхронизации, однако уже появляются четкие глобальные стандарты, вокруг которых сплачиваются все участники рынка.

В сфере раскрытия нефинансовой отчетности и повышения прозрачности ESG-данных также произошли изменения. В России за прошедший год были приняты новые добровольные стандарты нефинансовой отчетности: в перечень включено 44 показателя, рекомендуется аудиторское подтверждение и общественное заверение и раскрытие не позднее 30 дней со дня представления бухотчетности за год. Рекомендации разработаны на основе стандартов ЮНКТАД.

Прозрачность и унификация рейтингования: перспективы гармонизации

Сегодня в мире выпускается более 600 ESG-рейтингов разной степени распространения. Но если корреляция между основными мировыми кредитными рейтингами составляет 0,99, то для ESG-рейтингов этот показатель составляет всего 0,61.

Сравнивать оценки от разных агентств очень сложно, признавалась в июне 2023 года финансовый еврокомиссар Мейрид Макгиннес. По ее словам, сегмент «совершенно не регулируется» и в нем не исключены конфликты интересов. Поэтому в ЕС предложили ввести новые правила для составителей рейтингов. Агентства должны быть авторизованы Управлением по ценным бумагам, контролироваться регулятором и не оказывать бизнесу смежных услуг.

Андрей Пискунов
Андрей Пискунов
Управляющий директор рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Управляющий директор рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР)
«Существует множество подходов к оценке (компаний при составлении ESG-рейтингов. — РБК), и клиенты могут выбирать наиболее понравившийся вариант. Однако стать чем-то большим, чем элемент корпоративного пиара, такие оценки не могут. Если в случае с кредитными рейтингами мы имеем более-менее конкретную привязку к вероятности дефолта и агентства несут ответственность перед регулятором за соблюдение методологий, то в сфере ESG-оценки преобладает подход „я художник, я так вижу“. Разумеется, ни о какой привязке к финансовым решениям любого толка речи быть не может».

Выделяют три основных проблемы, с которыми в целом сталкивается рынок ESG-рейтингования: отсутствие единого методического подхода к определению ESG-рейтинга, низкий уровень прозрачности методологий ESG-рейтингования и ограниченность ESG-данных, предоставляемых со стороны рынка. Для каких-то стран отдельные вопросы стоят не так остро, но в целом именно эти три аспекта являются основными ограничителями.

При этом спрос на ESG-рейтингование продолжает расти вслед за увеличением объема инвестиций, привязанных к внедрению компаниями принципов устойчивости. Инвесторы требуют все большей прозрачности в вопросах ESG. Лидируют в этой области развитые фондовые рынки, но при этом в азиатских странах ESG-инвестирование также набирает обороты. Активизация работы способствует снижению барьеров для движения инвестиционных потоков, создает возможности для реализации совместных проектов и развития международных связей.

Cдвиг финансового сектора в сторону явного включения ESG-факторов в инвестиционный процесс также требует изменений и в методологиях инвестирования и инструментарии финансового сектора.

В России регулятор в том числе начал работу по унификации подходов в этой сфере. Летом ЦБ разработал рекомендации для повышения качества методологии и развития практики присвоения ESG-рейтингов. Это документ мягкого регулирования, который, по мнению экспертов, сделает рейтингование более прозрачным и рабочим инструментом.

Татьяна Завьялова
Татьяна Завьялова
Старший вице-президент по ESG Сбербанка
«Отмечу особенности российского рынка. Определенным преимуществом является то, что ESG-рейтинги предоставляются кредитными рейтинговыми агентствами, деятельность которых зарегулирована. Банк России выпустил рекомендации, содержащие модельную методологию ESG-рейтингов, то есть показательную методологию, которой кредитные рейтинговые агентства могут следовать с некоторыми вариациями. Также предложены универсальное определение ESG-рейтинга, подход к определению минимального набора факторов и их весов, введение единой рейтинговой шкалы для всех кредитных рейтинговых агентств. Для нас ключевым вопросом в развитии ESG-рейтингования является формирование требований к самому продукту — создание минимального набора переменных для расчета рейтинга и общая рейтинговая шкала. Банк России уже начал прорабатывать и данный вопрос».

Принятые меры снижают остроту вопросов независимости, прозрачности и конфликта интересов при присвоении ESG-рейтингов — то, с чем наши зарубежные коллеги только начинают разбираться. Тенденция показывает, что отечественный рынок имеет множество предпосылок для достижения достаточно высокой степени унификации практик ESG-оценки. Что, в свою очередь, расширит доступ компаний к госзакупкам, льготному финансированию и международному партнерству.

Углеродное регулирование: квоты, реестры и новые механизмы

Целый ряд государств заявил о планах перехода к углеродной нейтральности. Россия планирует достичь ее к 2060 году. Для этого создают системы отчетности, определяют квоты на выбросы и запускают новые механизмы для энергоперехода.

Один из таких механизмов — реестр выбросов парниковых газов, который заработал в РФ с 1 июня 2023 года. В нем будут автоматически собирать отчетность о выбросах крупных промышленных предприятий. Это поможет понять, насколько успешно страна движется к углеродной нейтральности. Также приняли закон о штрафах за непредоставление отчетов. А правительству поручили установить административное наказание для бизнеса за несоблюдение квот по выбросам.

На Сахалине, который должен в порядке эксперимента выйти на углеродную нейтральность до конца 2025-го, уже собрали всю отчетность и формируют квоты для компаний. После окончания эксперимента углеродное регулирование могут распространить на другие субъекты Российской Федерации.

Илья Торосов
Первый заместитель министра экономического развития РФ
«Россия стоит на основах Парижского соглашения, которое подразумевает нейтральность с точки зрения технологий, вывод из-под санкций всего, что связано с климатом, и поиск наиболее эффективных решений климатических проблем. Каждая страна должна иметь возможность выбирать те климатические проекты и механизмы сокращения выбросов, которые ее устраивают и которые должны быть верифицированными и прозрачными, — тогда получится достичь общих климатических целей. Так, сегодня успешно реализуется пилотный проект по переходу к углеродной нейтральности на Сахалине, где апробируются новейшие решения, которые в дальнейшем могут быть использованы на территории всей страны. Созданы углеродные рынки, разработана зеленая таксономия».

Тем временем в ЕС внедряют намного более жесткие подходы: страны-участницы одобрили масштабную реформу углеродного рынка. Она сделает загрязнение значительно дороже для европейского бизнеса. Ключевая цель — сокращение эмиссии CO₂ в ЕС на 62% к 2030 году.

Реформа предусматривает, что судоходные компании потеряют квоты на выбросы в 2024 году, авиакомпании — в 2026-м, тяжелая промышленность (например, производство цемента) — к 2034 году.

Кроме того, европейских автопроизводителей принуждают сократить эмиссию от автомобилей на 50% к 2030-му и на 100% к 2035-му. По сути этот закон запрещает продажу легковых машин с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года.

Глобальное развитие системы торговли выбросами парниковых газов

На графике показана динамика мировой торговли выбросами парниковых газов в 2005–2023 годах.

К 2023 году в мировой системе торговли выбросами обращается более 17% глобальных выбросов парниковых газов.

Для сравнения: в 2005 году в момент запуска Системы торговли выбросами ЕС (EU ETS) в обращении было всего 5% глобальных выбросов парниковых газов.

Подобный рост обусловлен появлением новых игроков и систем торговли эмиссионными квотами, а также двумя разнонаправленными трендами: уменьшением квот на выбросы и увеличением общего объема выбросов парниковых газов в мире.

Источник: Международное партнерство по борьбе с выбросами углерода (ICAP), отчет за 2023 год

Низкоуглеродные источники: зеленые сертификаты набирают обороты

Развивать углеродный рынок помогает сертификация низкоуглеродных источников энергии. Она дает возможность перейти от абстрактных заявлений об использовании зеленой энергии к реальным рыночным механизмам.

Внедрять национальную систему сертификации Россия начала в августе 2023 года: президент подписал соответствующие поправки к закону «Об электроэнергетике».

Вскоре после этого Сбер зарегистрировал в Росстандарте первую российскую систему добровольной сертификации в этой сфере. Она позволяет подтвердить факт производства и объем потребления низкоуглеродной и возобновляемой энергии через выпуск и погашение зеленых сертификатов. Такая система — прозрачный инструмент снижения углеродного следа. При ее разработке учли национальные и мировые стандарты отчетности по парниковым газам. Услуги системы добровольной сертификации бизнес получает в рамках Реестра низкоуглеродной энергии. Сегодня к Реестру низкоуглеродной энергии присоединилось более 40 участников, включая 7 генераторов зеленой энергии, и продолжается регистрация новых пользователей.

В мире уже довольно давно действуют системы сертификации зеленой энергии, ставшие глобальными. Но спрос на такие сертификаты растет и у наших ближайших соседей, например, Узбекистан впервые внедрил систему сертификатов зеленой энергии по международному стандарту I-REС. Сертификаты свободно обращаются на бирже. За счет этого производители возобновляемой энергии могут дополнительно зарабатывать. А ответственные компании — покупать сертификаты и таким образом частично компенсировать свой углеродный след.

В оборот вторичного сырья вовлекают всех

Еще один важный элемент устойчивого развития и снижения углеродного следа — циркулярная экономика. К 2030 году Россия планирует обеспечить сортировку до 100% отходов и вдвое снизить объем мусора, отправляемого на полигоны. Это можно сделать за счет вторичного использования и переработки. Но до недавних пор в законодательстве даже не было четкого определения вторичных материалов.

Весной 2023-го вступил в силу закон, который исправляет эту ситуацию и разъясняет понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье». Их захоронение запрещается с 2030 года. Власти также ввели требования по переработке электроники: ее придется утилизировать не менее чем на 85%.

Новые нормативы вводятся по утилизации упаковки. Их будут поэтапно повышать в рамках нового механизма расширенной ответственности производителей (РОП). Принятый в августе закон требует, чтобы производители и импортеры товаров и упаковки к 2027 году обеспечили ее утилизацию на 100%.

В циркулярную экономику начали вовлекать и госорганизации: появились экологические требования к государственным и муниципальным закупкам. В описании товаров, которые становятся объектом закупок, теперь нужно указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве.

Россия включилась в синхронизацию повестки со странами БРИКС и АТР

До введения санкций Россия ориентировалась в основном на западные площадки и стандарты в сфере ESG. В 2022 году были опасения, что в условиях ограничений страна выпадет из ESG-повестки. Но вместо этого Россия готова стать одним из инициаторов развития ESG в БРИКС, ШОС, для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и других дружественных рынков.

Например, в БРИКС с подачи России могут создать правительственную контактную группу по устойчивому развитию и климату. С такой идеей выступил глава Минэкономразвития Максим Решетников в преддверии председательства РФ в альянсе в 2024 году. «Предлагаем провести ряд мероприятий для обмена лучшими практиками в области низкоуглеродного развития, продвижения ESG-повестки и моделей ответственного потребления в странах БРИКС», — сообщил Максим Решетников.

Бизнес тоже развивает сотрудничество с дружественными странами по линии ESG. В частности, Сбер предлагает создать климатический совет БРИКС, куда войдут представители власти, бизнеса и научно-экспертного сообщества, а также единый реестр углеродных единиц стран альянса для усиления синхронизации действующих методологий, обмена данными и опытом, а также реализации совместных проектов.

Татьяна Завьялова
Татьяна Завьялова
Cтарший вице-президент по ESG Сбербанка
«Мы считаем, что необходимо создать площадку, где мы будем системно обсуждать климатическую и зеленую повестки. Мы видим это как климатический совет стран БРИКС. В рамках этого совета первый проект, который необходимо реализовать с учетом мнения всех заинтересованных сторон, — это создание единого реестра углеродных единиц БРИКС. Это комплексная задача, решение которой повлечет за собой выравнивание системы верификации и гармонизацию наших таксономий, а также откроет для нас всех доступ в объединенную систему финансирования климатических проектов. Объединение такого рода позволит странам БРИКС перейти на экологически чистые технологии, а также сформировать новые углеродные рынки».

Отвечая на вопрос о формате работы климатического совета, Татьяна Завьялова отметила, что совет не может быть организован исключительно в правительственном формате. Необходимо совместное участие представителей государства и бизнеса, чтобы обеспечить многоуровневую экспертизу.

Общие инструменты нужны и на пространстве АТР, считают в Сбере. Речь, в частности, об интеграции систем зеленых сертификатов. «Единая система позволит охватить максимальный объем низкоуглеродной генерации в регионе и обеспечить взаимную верификацию сертификатов», — объясняет старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Завьялова.

В октябре банк уже представил китайским партнерам свою систему сертификации низкоуглеродной энергии и предложил рассмотреть возможность ее признания на рынке КНР. При этом банк готов выступить провайдером аналогичной китайской системы в России. Все это поможет обеим странам перейти к низкоуглеродной энергетике.