Всемирный экономический форум опубликовал доклад о глобальных рисках для человечества: в долгосрочной перспективе 6 из 10 риск-факторов связаны с экологическими проблемами и изменением климата. Такие риски становятся частью национальных доктрин. Например, Еврокомиссия приняла новые принципы для реализации национальных стратегий членов ЕС по адаптации к изменению климата. Они предполагают оценку климатических рисков на основании регулярного стресс-тестирования инфраструктуры и систем.
К 2030 году всем участникам Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) советуют разработать и реализовывать национальные планы адаптации. При этом, по данным ООН, дефицит финансирования программ по адаптации составляет от $194 до 366 млрд в год. Сейчас финансирование в 18 раз меньше необходимого. Регионы России также разрабатывают соответствующие планы. Они должны включать в себя меры защиты объектов инфраструктуры, экономики и населения.
Европарламент утвердил реформу системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, а также правила работы механизма трансграничного углеродного регулирования (CBAM). Обновленная система торговли квотами (ETS) ставит цель снизить выбросы использующих ее секторов на 62% к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года. По итогам 2022 года продажа квот принесла рекордную выручку ― $63 млрд. В мире, по данным ICAP, действуют 28 таких систем и еще 20 находятся в разработке или на рассмотрении.
Опубликованы первые стандарты нефинансового раскрытия Совета по международным стандартам устойчивого развития при МСФО — IFRS S1 и S2. Это тектонический сдвиг для рынков капитала. Стандарты позволят сопоставлять ESG-данные на глобальном уровне. Стандарты созданы при поддержке G7, G20 и Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Далее ISSB планирует стандартизацию в сферах биоразнообразия, экосистемных услуг, человеческого капитала и прав человека. При этом предстоящий переход на мировые стандарты ISSB оценивается для российского бизнеса как вызов.
Оно направлено на поддержание биоразнообразия в международных водах. Договор позволит создать морские охраняемые районы (МОР), в которых ограничат промысел, маршруты судоходства и глубоководную добычу полезных ископаемых. Летом 2023 года Минэкономразвития РФ, страны Индийского океана ― представители 26 государств — рассмотрели проекты и инициативы по «озеленению» отраслей, связанных с морскими ресурсами. Главный итог — договоренность о наращивании международного взаимодействия по «синей» экономике.
Зеленые проекты второй год подряд приносят мировым банкам больше прибыли, чем инвестиции в углеводороды: $2,5 млрд против $2,3 млрд. Китай в 2023 году нарастил инвестиции в ВИЭ до $271 млрд, это 41% от всех мировых инвестиций по этому направлению. В России появилась комплексная политика устойчивого финансирования, разработанная Сбером. Документ закрепил на рынке прозрачный механизм оценки рисков и принятия решений о финансировании. Банк России включил устойчивое развитие в список приоритетных направлений для финансирования до 2026 года.
В I квартале 2023 года он вырос до $254 млрд или на 36% по сравнению с 36% по сравнению с предыдущим кварталом. По итогам года он приблизится к рекордным показателям 2021 года и достигнет $1 трлн. Банк БРИКС разместил первые зеленые бонды на сумму в $1,25 млрд, всего по программе заложены бонды на $50 млрд. В России состоялся первый выпуск ипотечных облигаций устойчивого развития почти на 30 млрд ₽. Всего, по данным АКРА, в 2023-м в России выпустили ESG-облигаций на 115 млрд ₽, а с учетом национальных и адаптационных проектов сектора устойчивого развития Мосбиржи ― на 160 млрд ₽. Это на 51% больше, чем годом ранее.
Принят закон о создании в России государственной информационной системы «Экомониторинг», которая будет аккумулировать данные об обращении отходов, а также о состоянии окружающей среды: воздуха, водоемов и почв. С принятием закона о РОП ответственность за утилизацию упаковки полностью переходит с производителя товара на производителя упаковки. С 2025 года утилизации в стране подлежит 55% массы упаковки, выпущенной в оборот, с 2026-го — 75%, с 2027-го — 100%.
К 2030 году производство «зеленого» водорода (от ВИЭ) станет дешевле, чем водорода из природного газа. Аналитики прогнозируют, что рынок «зеленого» водорода вырастет в два раза с 2030-го по 2050 год, его объемы увеличатся до $1,4 трлн. Подчеркивается, что развивающиеся страны могут производить до 70% от мирового объема «зеленого» водорода. К 2050 году водород займет 10% в мировом энергобалансе, а благодаря развитию технологий станет самым дешевым топливом уже к 2035-му.
Согласован первый текст Глобального подведения итогов (Global Stocktake) по оценке прогресса в реализации Парижского соглашения. Выпущен пакет решений «Консенсус ОАЭ», где впервые говорится о планомерном уходе от ископаемого сырья. Стороны соглашения призывают «с учетом национальных обстоятельств» утроить мощности ВИЭ к 2030 году и развивать низкоуглеродные технологии, в том числе атомные, и технологии по улавливанию и хранению углерода (CCS/CCUS). Учрежден Фонд возмещения потерь и ущерба от изменения климата. Важное достижение России — признание роли переходного топлива (газа) для снижения выбросов при энергетической безопасности.